Аналитика игорного бизнеса в Украине до запрета 2009 года

Аналитика игорного бизнеса в Украине до запрета 2009 года
09.09.2019

До того как в 2009 году в действие вступил закон «Про запрет игорного бизнеса в Украине», азартный рынок в стране развивался очень динамично. На протяжении 2005-2008 годов его общий объем показал рост практически в три раза: с €246 млн до €967 млн. Что же происходило на украинском игорном рынке в этот период и какова ситуация сегодня?

Прошло десять лет с момента наложения запрета на игорный рынок в Украине. Закон был принят быстро: процесс происходил сразу после пожара в зале игровых автоматов в Днепропетровске, где погибли люди, так что инициативу поддержало большинство депутатов. До этого времени в стране официально действовало 10 000 игорных заведений, где были трудоустроены десятки тысяч человек.

Согласно аналитике немецкой компании GIZ, доходы игорного рынка Украины до начала действия запрета распределялись так:

UGW: Analitika igornogo biznesa v Ukraine do zapreta 2009 goda 1

Кроме того, преимущества от игорного рынка получало и государство – в виде вливаний в бюджет за патенты на азартную деятельность.

  • €79 млн – в 2006 году;
  • €85 млн – в 2007 году;
  • €88 млн – в 2008 году;
  • €10 млн – в 2009 году.

С принятием жесткого закона, полностью запрещающего азартную деятельность, легальный гемблинг-рынок в стране был заморожен. Владельцам игорных заведений грозил штраф в размере 8000 прожиточных минимумов и конфискация оборудования. Но десятки тысяч игровых автоматов в результате все равно продолжали действовать, перейдя на полулегальный режим. Уход в тень привел к тому, что государство потеряло солидную часть вливаний в бюджет, а тысячи людей лишились бизнеса и работы.

Рынок после запрета 2009 года

На протяжении следующих пяти лет после запрета многие игорные компании переориентировались в направлении рынка лотерей, который продолжал функционировать. Большая часть контор при этом по типу очень похожа на залы игральных автоматов или же точки приема ставок на спорт. По данным Министерства финансов Украины, в 2013 году 80 % ставок во всех лотереях приходились именно на «полулегальный» сектор.

В процентном соотношении они распределяются так:

UGW: Analitika igornogo biznesa v Ukraine do zapreta 2009 goda 2

При этом легальный рынок лотерей со временем стал невыгодным для ведения бизнеса из-за высоких налоговых ставок. Для сравнения: в 2014 году общий объем прибыли в этой сфере составлял 12,5 млрд гривен, а налоговые отчисления достигли 320 млн. Уже в 2016 году, после ужесточения налоговых требований, объем упал до 803 млн гривен, а отчисления в бюджет Украины составили всего 64 млн. При этом процесс получения лицензии на проведение лотерейной деятельности так до конца и не урегулирован Министерством финансов, а это приводит к монополизации рынка, развитию коррупции и уходу бизнеса в еще более глубокую тень.

Государство монополизировало рынок лотерей с принятием закона «Про государственные лотереи в Украине» (от 2012 года). Частные бизнесмены с этого времени не могут быть допущены к подобному виду деятельности, а получить гослицензию можно за сумму, размер которой устанавливает Кабинет министров Украины.

Бывший министр финансов Александр Данилюк отмечал, что государственный бюджет вследствие «полулегальности» этого рынка теряет 5 млрд гривен каждый год. Подобная ситуация свидетельствует о том, что государству необходимо качественно реформировать игорную отрасль.

Регулирование азартного бизнеса в странах ЕС

По официальным данным Европейской комиссии, доход мирового азартного рынка в 2010 году составил €275 млрд, из них странам Европы принадлежит €80 млрд (29%). В 2015 году игорный рынок ЕС вырос до €91,6 млрд, при этом 14,2% дохода принадлежит онлайн-сектору, а 85,8% составляет офлайн-рынок.

По долям игорного рынка ЕС валовый доход распределен так: букмекерство – 33%, покер и казино – 22 и 21%, государственные лотереи – всего 11% рынка. В разных европейских странах действуют разные законодательные нормы, согласно которым, кроме налога с оборота ставок, государству платятся такие отчисления:

  • НДС – 20-23%;
  • налог на прибыль – 19-33%;
  • налог на выигрыши.

В странах, где игорная отрасль легализирована и качественно урегулирована, государство получает от этого существенную налоговую выгоду. В случае же, если азартный бизнес работает в теневом секторе, потенциальные преимущества от него полностью теряются. В качестве примера можно привести грузинский рынок, где только за первые шесть месяцев текущего года налоговые отчисления с игровых аппаратов в казну Тбилиси составили $11,9 млн.

Преимущества легализации игорного бизнеса в Украине

Легализировать азартный бизнес в Украине и вывести из тени уже действующие компании может быть выгодно для государства по ряду причин:

  • увеличатся поступления в бюджет;
  • снизится оборот в теневом секторе и уровень коррупции;
  • появятся возможности официально бороться с лудоманией и пропагандировать принципы ответственной игры;
  • возникнут новые рабочие места;
  • в страну можно будет привлечь иностранный капитал.

Потенциальные выгоды возможно получить лишь при условии грамотного регулирования азартной отрасли на уровне законодательства и адекватных налоговых ставок, которые дадут возможность развиваться не только компаниям-монополистам, но и среднему бизнесу.

Подпишитесь, чтобы получать новости