Интеллектуальная собственность в гемблинге: как защитить свои права

Интеллектуальная собственность в гемблинге: как защитить свои права
01.07.2019

Сегодня десятки компаний по всему миру занимаются созданием софта и различных технических решений для гемблинг-индустрии. Чтобы защитить свою интеллектуальную собственность от незаконного использования, они регистрируют товарные знаки и авторские права, оформляют соответствующие патенты.

Каковы ключевые аспекты интеллектуальной собственности? Какие объекты в сфере гейминга можно защитить авторским правом и на какие разработки выдаются патенты? Обо всем этом – далее в статье.

Интеллектуальная собственность: общее понятие

Интеллектуальная собственность – это результаты интеллектуальной деятельности человека, которые охраняются законом. Говоря простым языком, это нематериальные ценности, которые человек и/или группа людей создали при помощи разума.

К объектам права интеллектуальной собственности относятся:

  • литературные, художественные, драматические, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения;
  • компьютерные программы;
  • фонограммы, видеограммы, программы организаций вещания;
  • различные изобретения;
  • полезные модели и промышленные образцы;
  • коммерческие наименования;
  • торговые марки;
  • географические указания;
  • научные открытия;
  • рационализаторские предложения;
  • сорта растений, породы животных;
  • коммерческие тайны и т. д.

Различают два вида интеллектуальных прав: имущественные и неимущественные.

Имущественные права подразумевают, что создатель объекта интеллектуальной собственности (например, онлайн-игры) обладает правом использовать его, разрешать или запрещать его эксплуатацию другими лицами.

Например, компания или человек, разработавший азартную игру, может выдать заинтересованной компании лицензию на ее применение. Стороннее лицо должно выплачивать правообладателю денежное вознаграждение за использование объектов интеллектуальной собственности. Это может быть фиксированная сумма или процент от дохода.

Личные неимущественные права принадлежат автору объекта интеллектуальной собственности или заказчику (если такое предусмотрено в договоре на создание продукта). Они не могут передаваться третьим лицам.

Автор объекта интеллектуальной собственности – это первичный субъект, которому принадлежит авторское право на тот или иной объект. Получая патент на свое изобретение, свидетельство о регистрации товарного знака и/или авторских прав на произведение, правообладатель защищает свою разработку от копирования и использования другими лицами.

Ключевые аспекты интеллектуальной
собственности в гейминге

В гейминг-индустрии объектами, которые можно защитить интеллектуальным правом, выступают:

  • различные технические решения (изобретения, полезные модели);
  • элементы игры: исходный код программы, графика, музыкальное сопровождение, название, сценарий, персонажи;
  • новые функциональные элементы в интерфейсе;
  • названия и т. д.

Авторские права

Авторские права на то или иное произведение возникают с момента создания объекта интеллектуальной собственности. Их регистрация в Украине не обязательна, однако она дает следующие преимущества:

  • создатель объекта юридически фиксирует право своего авторства и получает возможность им распоряжаться;
  • в спорных моментах правообладателю не нужно будет доказывать свое авторство;
  • позволяет заключать лицензионные соглашения о передаче авторских прав либо продать право собственности. Благодаря этому можно приумножать свой капитал.

В каждой стране регистрацией авторских прав занимаются отдельные ведомства. В Украине эту процедуру выполняет Укрпатент.

Заявка на регистрацию авторского права рассматривается только при наличии материальной формы того или иного произведения. Другими словами, автор софта для онлайн-казино должен предоставить в ведомство, выдающее свидетельство, готовое ПО.

В случае с созданием азартных игр авторскими правами можно защитить изображения персонажей, сценарий, музыку, различные графические элементы, шрифты, заставки и т. д.

Еще можно зарегистрировать исходный код компьютерной игры. Однако эксперты утверждают, что эта процедура не всегда нужна, поскольку любые изменения, внесенные в оформление кода продукта, делают его совершенно новой программой, требующей получения нового авторского свидетельства.

Товарные знаки

Товарные знаки – это обозначения, которые применяют для индивидуализации товаров или услуг. Их используют, чтобы отличать продукты и решения разных компаний. Ими могут выступать отдельные слова, собственные имена, буквы, цифры, цвета и т. д.

В индустрии гейминга в качестве товарных знаков можно зарегистрировать:

  • название игры;
  • имена персонажей;
  • изображения персонажей, уникальных элементов игры и т. д.

Например, название компьютерной игры The Sims и зеленый кристалл, появляющийся над головами ее персонажей, зарегистрированы как отдельные товарные знаки.

Чтобы товарный знак был зарегистрирован, он должен быть уникальным (обладать четкими отличиями). Документ о его регистрации действует только на территории той страны, где был выдан. Другими словами, если вы зарегистрировали название игры в качестве товарного знака в Украине, то только в пределах этого государства каждый, кто использует его без соответствующего разрешения, нарушит ваши права. Если такое же название применят, например, в США, где вы не получали авторского свидетельства, то вы не сможете обвинить кого-либо в недобросовестном использовании знака.

Патенты

Патент – это документ, который подтверждает право человека на разработку изобретения или полезной модели. В гейминг-индустрии игру можно запатентовать в качестве изобретения либо полезной модели.

Для получения патента на изобретение созданный продукт должен быть:

  • уникальным. Аналогичного устройства не должно существовать во всем мире;
  • обладать изобретательским уровнем. Это означает, что разработка не должна быть очевидной для специалистов из соответствующей области знаний;
  • промышленно применимым.

Чтобы оформить патент на полезную модель, продукт должен быть новым и промышленно применимым.

Кроме того, с помощью патентования можно защитить графические элементы игры (внешний вид). Для этого их нужно зарегистрировать в качестве промышленных образцов.

Стоит учитывать, что выход на рынок без патента на новый продукт может привести к тому, что конкуренты воспользуются вашей идеей, создадут точную копию изобретения и первыми оформят документ, подтверждающий право создателя на разработку.

Интеллектуальная собственность
в сфере ставок на спорт

В сфере беттинга вопрос интеллектуальной собственности появляется, когда речь идет о спортивной статистике, которую используют букмекеры.

Так, в США в 2018 году Верховный суд отменил запрет на организацию деятельности по приему ставок на спорт. Тогда профессиональные спортивные лиги (NBA и MLB) выступили за введение в стране «сбора за неподкупность». Речь идет об отчислении в их пользу 1% со всех ставок, которые будут производиться в указанных лигах.

Авторы инициативы заявляли, что они обладают правом интеллектуальной собственности на спортивную статистику. Вследствие этого они хотят получать лицензионный сбор за ее использование букмекерскими конторами.

Однако эксперты утверждают, что в рассматриваемом вопросе профессиональным лигам не хватает основополагающих прав интеллектуальной собственности на статистические данные. Они обладают авторскими правами на свой контент, логотипы, названия и т. д. Однако букмекеры при организации ставок на спорт не стали бы использовать подобные объекты интеллектуальной собственности. Для осуществления своей деятельности они применяли бы только статистку, которая основана на результатах игр.

Ответственность за нарушение
интеллектуальных прав

В Украине личные неимущественные и имущественные права субъектов авторского права защищены местным законодательством. Правообладатель может обратиться в суд и потребовать, чтобы нарушитель возместил ему моральный ущерб, выплатил компенсацию, удалил пиратские образцы игр и перестал их хранить и/или распространять.

Подпишитесь, чтобы получать новости