Какие нормы законодательства нужно детализировать, чтобы в Украине начал работать легальный рынок азартных игр?

Какие нормы законодательства нужно детализировать, чтобы в Украине начал работать легальный рынок азартных игр?
07.09.2020

Какие страны сегодня считаются показательными с точки зрения регулирования гемблинг-рекламы и какие запреты на продвижение игорной деятельности будут действовать в Украине? Об этом в интервью для Ukrainian Gaming Week 2020 рассказала юрист, специалист в области корпоративного и налогового права Татьяна Клименко.

Татьяна – старший юрист и глава юридического отдела в киевском офисе компании Law & Trust International. Специализируется на налоговом структурировании, создании международных холдинговых структур в гемблинг-отрасли, лицензировании игорной деятельности. Обладает опытом регистрации компаний, открытия счетов и сопровождения клиентов в Европейском союзе, Великобритании, Китае, Индии и других странах.

Подробнее о подзаконных актах, которые необходимо принять для практического применения игорного законодательства, а также особенностях регулирования гемблинг-рекламы за рубежом – далее в интервью.

Интервьюер: Ukrainian Gaming Week (UGW)

Респондент: Татьяна Клименко (Т. К.)


UGW: По вашему мнению, в каких дополнениях нуждается закон о легализации игорного бизнеса в Украине?

Т. К.: На начальной стадии запуска игорного рынка необходимо детализировать работу системы онлайн-мониторинга, поскольку она достаточно мощная и требует много ресурсов для начала функционирования и ее последующего контроля.

Сам факт, что в законе предусмотрена система онлайн-мониторинга, уже достаточно серьезный шаг к долгосрочному существованию данной отрасли, потому как она обеспечивает контроль деятельности и ее прозрачность. Но для достижения эффективных результатов нужно создать инструкции и подзаконные акты с детализацией работы системы онлайн-мониторинга.

Необходимо в деталях разработать требования к проверке игорного оборудования с технической точки зрения и к его сертификации. Также нужно детализировать требования к организации онлайн-гемблинга и непосредственно самим сайтам.

Все игорные операторы обязаны придерживаться AML-законодательства о противодействии отмыванию денежных средств. Данные инструкции и сопутствующие обязанности операторов должны быть четко прописаны для их последующего эффективного контроля.

Другими словами, на сегодня основная задача – детализировать нормы организации каждого вида азартной игры и требования к операторам для возможности выйти на рынок и начать работу. А после получения первых лицензий и начала работы будет накапливаться практический опыт, приниматься нормативные акты, которые смогут заполнить пробелы текущего законодательства.


UGW: Финальная редакция закона содержит противоречивую норму о формировании конкурсной комиссии для отбора членов уполномоченного органа. Возможна ли корректировка этого положения?

Т. К.: Да, корректировка возможна. И она будет, скорее всего.

В законе предусматривается, что лицо, которое было членом конкурсной комиссии, не имеет права участвовать в конкурсном отборе на занятие должности члена уполномоченного органа в течение 12 месяцев со дня прекращения им полномочий члена конкурсной комиссии.

Эта норма противоречит положению Конституции, согласно которому граждане Украины имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. А конституционные права и свободы человека гарантируются, не могут быть отменены и ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Поэтому данная статья должна быть скорректирована.


UGW: Как в соответствии с новым законом в Украине будет регулироваться реклама гемблинг-деятельности?

Т. К.: Реклама будет запрещена на радио и телевидении в период с 06:00 до 23:00, в изданиях и средствах массовой информации, кроме специализированных изданий, посвященных азартным играм.

Рекламировать азартные игры нельзя на товарах, которые предназначены в том числе для лиц до 21 года, а также в транспорте, местах проведения развлекательных, театрально-концертных, спортивных и других мероприятий для лиц в возрасте до 21 года.

Рекламу можно осуществлять исключительно держателю лицензии.


UGW: По вашим оценкам, достаточно ли в законе предусмотрели мер для защиты игроков от лудомании? Объясните свою точку зрения.

Т. К.: Меры, предусмотренные текущей версией закона, достаточно обширные. Как видно из закона, их конкретизация полагается на уполномоченный орган, который должен принимать меры по борьбе с выраженной игорной зависимостью.

В данном случае оценить достаточность мер защиты от лудомании можно будет, когда их примут, дадут разъяснения уполномоченного органа и вместе с тем возложат на организаторов азартных игр обязанности по принятию собственных политик, обучению персонала, проведению внутренних инструктажей и возможному выявлению у посетителя игорной зависимости.


UGW: Какие подзаконные акты нужно разработать, чтобы новый закон можно было применять на практике?

Т. К.: Необходимо принять регулирование о системе онлайн-мониторинга, сертификации, соответствии оборудования и разработки игр техническим характеристикам и детализировать эти требования.

Нужно разработать требования для игорных операторов по противодействию отмыванию денежных средств и борьбе с лудоманией, детализировать обязанности и ответственность уполномоченного органа.


UGW: По вашему мнению, каких юридических ошибок стоит остерегаться бизнесменам, решившим заниматься в Украине игорным бизнесом?

Т. К.: Необходимо очень скрупулезно подходить к организации процесса работы еще на этапе подготовки документов и бизнес-проекта для получения лицензии.

Не все положения закона можно трактовать однозначно. И если подойти к практике получения лицензии, возникнет больше вопросов, чем ответов. Поэтому в первую очередь нужно выбирать команду специалистов, которая займется процессом получения лицензии, и тщательно подготовить бизнес-план с просчетом рынка, профита и времени на запуск проекта.


UGW: Какие юрисдикции в настоящее время можно считать показательными с точки зрения регулирования рекламы игорного бизнеса и почему?

Т. К.: В настоящий момент лучшими юрисдикциями с точки зрения регулирования рекламы игорного бизнеса можно считать Эстонию, Испанию, Бельгию, Великобританию и Мальту.

В балтийских странах в принципе достаточно детализированное законодательство в сфере регулирования рекламы гемблинга. Эстония не стала исключением. Несмотря на существенные законодательные ограничения в виде общего запрета, устанавливается большое количество исключений из этого правила. Разрешается реклама на круизных лайнерах, в самолетах, аэропортах, игорных заведениях и т. д. Законодатель осознал, что большой интерес к игорному бизнесу будет прежде всего у туристов, поэтому дал возможность гемблинг-операторам рекламировать свои услуги в местах их большого скопления.

Законодательство Великобритании также достаточно прозрачное и удобное для гемблинг-бизнеса. Существуют общие запреты на рекламу среди несовершеннолетних, установлен социально ответственный подход к рекламе (social responsibility). Определены временные рамки размещения рекламы в разных средствах массовой информации.

Показательными считаются и юрисдикции, где реклама гемблинга разрешена. Это Испания, Австрия, Франция и т. д. В указанных странах законодательством установлены достаточно общие ограничения, что позволяет владельцам бизнеса применять больше инструментов для распространения и продвижения своего бренда.

Некоторые специалисты еще отмечают Данию, так как это единственная страна в ЕС, которая смогла имплементировать все рекомендации Еврокомиссии.

Преимущество указанных юрисдикций – это их мобильность, гибкость и оперативность по реагированию на запросы потребителей и бизнесменов. Одновременно защищая права потребителей и ограничивая в разумной степени рекламу, европейский законодатель создает широкий коридор возможностей для реализации маркетинговых и рекламных проектов.


UGW: Стоит ли на мировом рынке ожидать послаблений в области регулирования рекламы гемблинга?

Т. К.: Одна из главных проблем регулирования игорной деятельности – быстрорастущий спрос на онлайн-гемблинг. Несмотря на то, что в онлайн-сегменте игорная отрасль начала развиваться относительно недавно, она уже занимает 21% от всего рынка.

Как и в любых других традиционных сферах, перемещенных в интернет-пространство, гемблинг не способен на первых порах избежать всех проблем. Потребители не защищены от мошенничества, владельцы бизнеса способны находить незаконные способы рекламировать свою деятельность, отсутствует единая система распознавания клиентов.

В Интернете отсутствуют границы, и поэтому многие игроки используют сервисы других юрисдикций, рекламируемые на территории государства, где находится игрок.

Как я отмечала ранее, только Дания полностью соблюдает рекомендации Еврокомиссии. Остальные страны адаптировали ее положения под собственное законодательство лишь частично. Учитывая, что Еврокомиссия уже в 2014 году обратила внимание на острую необходимость регулирования этой сферы, ожидать послаблений или больших возможностей для рекламы гемблинг-индустрии не приходится.


UGW: По вашему мнению, на какие нюансы игорные операторы должны обращать внимание в первую очередь, когда занимаются рекламой своих услуг?

Т. К.: Реклама – одна из главных составляющих продвижения услуг и спроса в игорном бизнесе. На сегодня мировые тенденции и показатели развития гемблинга набирают серьезные обороты. Вместе с тем ужесточаются правила рекламы услуг и продуктов в игорном секторе.

Любые рекламные материалы должны разрабатываться в строгом соответствии с законодательством конкретной юрисдикции, в том числе с учетом получения необходимых разрешений на распространение рекламы азартных игр в выбранной стране.


UGW: Вы станете спикером конференции UGW 2020. О чем расскажете во время своего выступления?

Т. К.: Мы рассмотрим законодательные ограничения по рекламе, которые будут действовать в Украине. Проанализируем регулирование рекламы гемблинга в таких юрисдикциях, как Великобритания и Мальта, где игорный бизнес наиболее развит. Поговорим о наиболее жестких мерах ограничения на примере регулирования в Бельгии.


Послушать выступление Татьяны и задать ей вопросы об особенностях рекламы игорной деятельности можно будет 26 ноября на конференции UGW 2020.

Присоединяйтесь к событию, чтобы лично пообщаться с экспертом!

Программа ивента >>>

Подпишитесь, чтобы получать новости