«При высокой цене “точки входа” последующее налогообложение должно быть соразмерным» – управляющий партнер в Stron Legal Services Олег Дерлюк

В чем специфика налогообложения игорного бизнеса, которое предусмотрено законопроектом № 2285-д? Какие зарубежные налоговые правила наиболее выгодны для развития бизнеса? Какой опыт полезно перенять Украине? Обо всем этом в интервью для Ukrainian Gaming Week рассказал управляющий партнер в Stron Legal Services Олег Дерлюк.
Олег обладает семилетним опытом в налоговом структурировании и консалтинге. Два года выполняет обязанности управляющего партнера в международной юридической фирме Stron Legal Services. Успешно реализовал 70+ fintech-, e-commerce- и IT-проектов.
Интервьюер: Ukrainian Gaming Week (UGW)
Респондент: Олег Дерлюк (О. Д.)
UGW: Какими видами налогов будет облагаться игорный бизнес согласно законопроекту № 2285-д? Конструктивный ли это подход, по вашему мнению?
О. Д.: Данный законопроект предполагает введение обязательной лицензии, которую необходимо возобновлять каждые пять лет. Ее стоимость для казино в Киеве – 60 000 минимальных заработных плат, для букмекеров – 30 000 минимальных заработных плат, а для лотерей – 28 000. Это разделило многих людей на два лагеря: тех, кто уверен, что такая сумма несущественна для владельцев казино на фоне их прибыли, и тех, кто утверждает, что такая сумма вновь заставит многие казино уйти в тень.
Но на самом деле стоимость лицензии не стоит рассматривать как единственный и независимый вклад игорного бизнеса для осуществления своей деятельности. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, насколько жестким является данное требование, стоит также рассматривать предлагаемое налогообложение игорного бизнеса в целом.
Иными словами, при высокой цене «точки входа» последующее налогообложение должно быть соразмерным. Пока из данного законопроекта можно ожидать не только высокую стоимость лицензии, но и высокие налоги на валовый доход игорного заведения (gross gaming revenue, или GGR), предположительно, в размере 18%, а также налог на прибыль, согласно предложениям некоторых депутатов украинского правительства.
Многие из европейских стран с развитым законодательством и налогообложением выходили на нынешний уровень в течение многих лет, а не сразу. Поэтому не думаю, что стоит ожидать от украинского игорного бизнеса позитивной реакции на предложенные законопроектом изменения.
UGW: В каких странах ЕС налоговые правила наиболее выгодны для развития игорного бизнеса?
О. Д.: Если смотреть на общую картину, где налогообложение наиболее благоприятно как для операторов игорного бизнеса, так и их клиентов, то можно смело выделить Великобританию. Несмотря на количество регуляторов, правил и требований к ведению отраслевого бизнеса, британское правительство весьма либерально в этом вопросе по сравнению с другими странами ЕС.
Владельцы игорного бизнеса в Великобритании обязаны платить 15% от GGR, а выигрыш игроков не облагается никакими налогами. Ставка в 15% может показаться не столь маленькой, но в сравнении с другими странами ЕС это очень выгодно. К примеру, операторы игорного бизнеса в Нидерландах облагаются 29%-м налогом от GGR, и вдобавок они должны внести 1,5% вклада в игровое управление и 0,25% в фонд зависимых от азартных игр. Также выигрыш облагается налогом в зависимости от суммы.
В Швеции налог составляет 18% от GGR, но приз не облагается налогами. Куда печальнее ситуация в Греции, там налог составляет целых 35%; а в Италии – 22%. Стоит отметить, что в странах, обязывающих игорный бизнес получать лицензию и в то же время платить налог, цена лицензии не превышает несколько десятков тысяч евро.
Несколько иная ситуация с онлайн-казино в Европе, так как многие операторы предпочитают юрисдикцию Мальты из-за ее выгодных условий в виде 5% налога на GGR, лицензии стоимостью от €10 000 до €25 000 и невысоких административных затрат.
UGW: Как можно применить зарубежный опыт налогообложения игорной отрасли в Украине?
О. Д.: Как уже было упомянуто выше, зарубежный опыт показывает, что не следует делать стоимость лицензии слишком высокой и сразу же облагать доход отраслевых заведений различными налогами, делая условия заведомо непосильными для большинства владельцев игорного бизнеса. Опять же, это может привести к возвращению большинства заведений в тень, и они продолжат уклоняться от налогов и лицензий.
UGW: Рационально ли вводить налог на выигрыш в нашей стране? Почему?
О. Д.: Отмена налога на выигрыш игрока – важный аспект этого законопроекта, и в правках к нему предлагают снизить налог на выигрыш до 0% по сравнению с 18%, которые мы имеем сейчас. Чем ниже налог на выигрыш – тем больше заинтересованных в нем лиц. Другими словами, это позволит привлечь туристов играть в азартные игры в Украине вместо того, чтобы делать это в юрисдикциях с налогообложением выигрыша. Никто не любит делиться выигрышем принудительно, что и есть главным фактором, который может оттолкнуть потенциальных инвесторов.
UGW: С какими юридическими вопросами могут столкнуться компании, выходящие на наш игорный рынок?
О. Д.: Главной сложностью, с которой столкнутся все компании, планирующие выход на игорный рынок Украины (при условии, что они будут соблюдать все требования, изложенные в этом законопроекте), будет получение лицензии. Как правило, это длительный процесс, вызывающий много затруднений у желающих получить игорную лицензию в большинстве юрисдикций мира. Самые сложные юридические вопросы обычно связаны с документацией компании, так как этот вид деятельности подразумевает детальную compliance-процедуру.
При получении лицензии первой сложностью станет финансовый аспект: в последней редакции этого законопроекта минимальный уставной капитал компании составляет 30 000 000 гривен. Также необходимо предоставить документацию, подтверждающую источник этих средств, что будет затруднительно для большинства компаний игорного сектора, существовавших до изменений в законодательстве.
К тому же все имеющееся оборудование для проведения азартных игр должно пройти сертификацию согласно международным стандартам, а сервера игорных интернет-сервисов необходимо будет подключить к системе онлайн-мониторинга, чтобы позволить фискальной службе контролировать денежный оборот бизнеса и следить за своевременностью выплат выигрышей.
UGW: Будет ли выгодно иностранным компаниям, инвесторам работать на украинском игорном рынке и почему?
О. Д.: Что может заинтересовать иностранного инвестора выйти на рынок Украины? Выгодные экономические условия в виде низких налогов, доступной лицензии и малых административных затрат на управление бизнесом. Иностранным компаниям будет гораздо выгоднее оставаться вне Украины, даже в соседних странах ЕС. Например, в Польше, где стоимость лицензии дешевле почти в 70 раз.
К сожалению, пока законопроект № 2285-д не предлагает благоприятных условий для ведения игорного бизнеса не только украинским компаниям, но и зарубежным.
UGW: Какие законодательные нормы, по вашему мнению, наиболее эффективны для борьбы с отмыванием денег и теневым оборотом?
О. Д.: В Европе и США уже много лет существуют разные директивы, акты, стандарты и регулирование по борьбе с отмыванием денег и черным доходом, которые зарекомендовали себя как надежные инструкции для индикации денег, полученных незаконным путем. Отдельно можно выделить несколько инструментов по борьбе с отмыванием денег, распространенных в мире сейчас.
К примеру, есть группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, известная как FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering). Она разработала документы, в особенности 40 рекомендаций, которые представляют собой свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Эти рекомендации значительно ужесточили проверку каждого иностранного юридического и физического лица, желающего вести бизнес на территории другого государства.
В ЕС существует целый ряд нормативов на данную тематику, включая Директиву по борьбе с отмыванием денег и финансированию терроризма (European Union Anti-Money Laundering Directive), которая насчитывает уже шесть редакций к 2020 году. Одной из самых выдающихся особенностей этой директивы было обязательство введения в каждой стране Европейского союза центрального реестра бенефициаров, раскрывающего реального владельца бизнеса. Кроме того, практически в каждой юрисдикции ЕС имеются свои законы, которые устанавливают криминальную ответственность за отмывание денег.
На вопрос, какие законодательные нормы могут быть наиболее эффективными для предотвращения отмывания денег через игорный бизнес в Украине, можно ответить, ссылаясь на вышеперечисленные международные нормативы. Первое – это введение реестра бенефициарных собственников бизнеса, второе – проверка источника средств и капитала компаний, третье – привлечение международного мониторинга и установление европейских стандартов compliance-процедур.
UGW: Как вы считаете, сколько времени понадобится, чтобы закон о легализации заработал, а рынок начал развиваться?
О. Д.: Как правило, для того чтобы внести достаточно правок в подобное законодательство до такой степени, которая будет удовлетворять как участников рынка (бизнес и клиентов), так и правительство, может потребоваться более десяти лет. Десять лет – это период, который понадобился другим странам для нормализации требований к операторам игорного бизнеса.
Скорее всего, правки к налогообложению игорного бизнеса в Украине неизбежны, поскольку непомерные налоги не просто не привлекательны, но могут даже отпугнуть участников рынка от работы в открытую, провоцируя их уход в тень.
Олег примет участие в панельной дискуссии «Тонкости регулирования игорного бизнеса в Украине» на Ukrainian Gaming Week 2020.