«В игорной индустрии не должно быть монополии» – глава ВСПИР Игорь Макиевский

«В игорной индустрии не должно быть монополии» – глава ВСПИР Игорь Макиевский
14.02.2020

Каким должен быть украинский закон о регулировании азартной отрасли? Сколько может понадобиться времени на то, чтобы наладить работу обновленного игорного рынка? И возможно ли с помощью легализации гемблинг-отрасли привлечь в страну дополнительные инвестиции? Об этом Ukrainian Gaming Week рассказал глава Всеукраинского объединения организаций работодателей индустрии отдыха и развлечений (ВСПИР) Игорь Макиевский.

Игорь – один из экспертов, которые состоят в рабочей группе по легализации игорного бизнеса при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики. С 2011-го он занимает пост главы ВСПИР.

Интервьюер: Ukrainian Gaming Week (UGW)
Респондент: Игорь Макиевский (И. М.)

UGW: Как вы считаете, в каком формате должна проводиться работа над законопроектом о регулировании рынка азартных услуг: за закрытыми дверями или в публичной плоскости?

И. М.: По нашему мнению, принятие нового законодательства должно происходить открыто. Все положения в этом нормативно-правовом документе нужно обосновывать публично. Кроме того, информация такого характера обязана быть открытой.

Когда закон принимается в кулуарах, за закрытыми дверями, это можно считать лоббизмом, а такого быть не должно.


UGW: В экспертном сообществе высказываются разные мнения по поводу того, каким должен быть оптимальный законопроект о регулировании гемблинг-отрасли. Каково ваше мнение на этот счет?

И. М.: К подготовке проекта закона важно подходить со всей ответственностью. С его помощью в стране будут устанавливаться точки роста экономики, которые азартный бизнес способен и обязан стимулировать.

По нашему мнению, законопроект должен создаваться в интересах украинской экономики, быть полезным и для компаний, работающих в производственной сфере, и для операторов. Благодаря этому можно будет получить максимум пользы от легализации гемблинга. Такой подход будет способствовать тому, что в стране заработают производственные цепочки, появятся новые рабочие места. Украина не должна быть площадкой, где продают слот-автоматы, произведенные за рубежом.

Кроме того, легализация может способствовать запуску разных отраслей экономики, например, IT-направления.

Все перечисленные нюансы важно прописать в документе о регулировании азартной индустрии.


UGW: Можно ли с помощью легализация азартного бизнеса привлечь в Украину дополнительные инвестиции?

И. М.: Изначально, когда говорили о легализации азартных игр, речь шла о создании на побережье Черного моря туристическо-игрового кластера. Однако в результате в законопроектах, которые были переданы на рассмотрение депутатам, ничего не говорилось о создании зон такого типа, а ведь они и вправду могли бы помочь привлечь как местных, так и иностранных инвесторов.

Сегодня во всех странах, которые расположены по соседству с Украиной, игорная деятельность разрешена. В то же время в нашей стране азартный бизнес находится под запретом. Поэтому логически было бы разработать у нас современный закон, который как раз и помог бы привлечь в страну инвестиции. Все нормы в таком документе должны быть прописаны так, чтобы вести бизнес в Украине было прибыльнее, чем в соседних государствах. Увидев и осознав все преимущества местного гемблинг-законодательства, заинтересованные лица и организации захотят инвестировать средства в нашу страну. Чтобы ситуация сложилась таким образом, необходимо все хорошо обдумать и четко прописать в законе.

Увы, новый закон разрабатывается в тени. Мы не знаем, какие положения в него войдут. Также мы не понимаем, какие лица принимают решения на высшем уровне. Общение с представителями бизнес-сообщества носит исключительно формальный характер.

Процесс законотворчества не должен проводиться таким способом. В прошлые годы власти уже хотели легализовать азартный бизнес с помощью аналогичного подхода, однако их попытки не увенчались успехом.

Мы считаем, что работу по формированию закона нужно проводить открыто, учитывать аргументы и запросы всех заинтересованных сторон. По факту должен быть соблюден баланс или достигнут компромисс между тремя сторонами: государством, представителями бизнес-сообщества и непосредственно потребителями, которые и будут пользоваться азартными услугами.


UGW: Какие задачи призван решать закон о регулировании гемблинг-рынка?

И. М.: В первую очередь благодаря закону должна произойти детенизация игорного рынка, а в бюджеты – поступить максимум дохода от платежей за ведение азартного бизнеса. Важно, чтобы деньги поступали как в центральную государственную казну, так и местные бюджеты. В городах нашей страны также должны быть неравнодушны к этому вопросу, ведь они тоже должны получать выгоду от легализации азартных игр.

Проект закона должен быть сформирован так, чтобы в итоге представители бизнеса получили понятные условия работы в этой индустрии. Важно, чтобы на рынке не было монополии, а также не должно создаваться условий для создания коррупционных схем.


UGW: Может ли создание игорной комиссии, выступающей в роли регулятора, стать причиной появления коррупционных рисков?

И. М.: Создание игорной комиссии действительно влечет за собой появление больших коррупционных рисков. Предполагается, что этот орган будет заниматься выдачей и аннулированием разрешений на ведение бизнеса. Также он будет определять, какая компания соответствует условиям лицензии и другим требованиям, а какая – нет. В то же время на комиссию будет возложена обязанность по формированию новых норм, о которых общественность должна узнать до момента запуска обновленного рынка.


UGW: По вашему мнению, сколько уйдет времени на то, чтобы игорный рынок заработал в обновленном формате?

И. М.: Большое значение имеет переходный период. В настоящее время в Украине действует закон о лотереях, но он не идеален и требует принятия дополнительных изменений.

В связи с этим мы полагаем, что украинскому игорному рынку понадобится не менее одного года переходного периода. За это время представители отрасли смогут изучить новое законодательство. Это поможет им понять, кому стоит продолжать вести свою деятельность, а кому нужно сменить формат бизнеса.

По нашему мнению, один год переходного периода – это оптимальный промежуток времени для того, чтобы наладить работу легального рынка.


UGW: В Украине в игорных компаниях, которые работают в тени, трудоустроены тысячи людей. Может ли принятие нового игорного законодательства стать причиной уменьшения числа рабочих мест?

И. М.: Согласно сведениям, которые есть в нашем распоряжении, по состоянию на конец 2019-го в азартной сфере работало порядка 50 тысяч человек – будет неправильно в один момент закрыть рынок и уволить всех этих людей. А все потому, что в Украине ценно каждое рабочее место. Наша страна прошла через период, когда все было разрушено до основания. В тот момент такой подход не принес положительных результатов. Поэтому мы считаем, что важно сохранить рабочие места.


UGW: По вашему мнению, какой должна быть стоимость игорных лицензий?

И. М.: В игорной индустрии не должно быть монополии, в стране необходимо создавать конкурентную среду. Полагаю, что представители этой отрасли должны вносить высокую плату за лицензии. Однако эти суммы нужно обосновать с экономической точки зрения и сделать их посильными для среднего бизнеса.


15 апреля Игорь станет участником панельной дискуссии, которая пройдет в рамках выставки Ukrainian Gaming Week 2020. Он вместе с украинскими политиками, экспертами из-за рубежа и представителями отраслевых объединений обсудит тонкости игорного законодательства и рассмотрит, в чем заключаются главные плюсы выведения гемблинг-рынка из тени.

Масштабная выставка передовых решений для рынка азартных игр UGW 2020 состоится 15-16 апреля. Присоединяйтесь к событию и получите возможность первыми ознакомиться с новинками индустрии, а также задать вопросы ведущим экспертам отрасли.

Программа и детали события ►►►

Подпишитесь, чтобы получать новости